Preloader

Патопсихология

Психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек, считают психиатры. Проверьте трех своих друзей. Если с ними все в порядке - значит, это вы. Это, конечно, анекдот. Тем не менее, данные ВОЗ говорят о том, что тем или иным видом психического либо поведенческого расстройства страдает каждый пятый житель планеты. Не все патологии заметны с первого взгляда. Поэтому для психолога так важно знать и понимать особенности психических расстройств.

Что такое патопсихология?

Клиническую (медицинскую) психологию можно условно разделить на психосоматику, нейро- и патопсихологию. В патопсихологии при помощи практических методов изучаются психические расстройства и процессы, участвующие в их формировании. 

Отличия патопсихологии от психопатологии

Сходство данных терминов только внешнее по написанию.Патопсихология ориентируется на изучение нарушений психики, сопоставляя их с тем, что считается нормой. Классифицирует психопатологические явления в современных психологических терминах. Психопатология - это раздел психиатрии, исключительно медицинский раздел науки, построенный главным образом, на клинических определениях. В психопатологии описываются психические заболевания в динамике (процессе течения болезни). 

В патопсихологии для расстройств психики используются психологические методы, в психопатологии - клинико-описательные. При этом предмет исследования общий - психические расстройства. 

Основные задачи патопсихологии

  • Сбор диагностических данных. Сведения эти патопсихолог сопоставляет с материалами, полученными в ходе клинического наблюдения и лабораторных исследований. 
  • Анализ психических нарушений в динамике на фоне проводимой терапии.Таким образом определяется ее эффективность и характерные черты состояния, при котором частично или полностью исчезают симптомы заболевания.
  • Экспертная оценка. Для проведения психиатрической экспертизы очень важно получить данные психологического обследования, отражающие выраженность дефекта психики. Особенно, если у объекта исследования отсутствуют психические заболевания. 
  • Реабилитационные мероприятия. Когда стоит задача восстановления больного, его социальных и коммуникативных связей, патопсихологические исследования имеют большое значение. Нужно выявить не только изменения в психике, связанные с болезнью, но и определить, какие элементы интеллекта, эмоционально личностной сферы сохранены. Это дает возможность интеграции пациента в общество, в комфортное для него окружение. Например, для устройства на работу. 
  • Изучение области психических заболеваний, которые еще недостаточно исследованы. В основном проводится с участием больших групп пациентов, у которых присутствуют психопатологические признаки заданных параметров. 
  • Получение данных в процессе психотерапевтического лечения. От диагностических результатов патопсихологического исследования зависят показания к психотерапии, место и формы проведения (например, стационар). Кроме этого, патопсихолог дает заключение о таких свойствах личности пациента, которые в дальнейшей работе заслуживают пристального внимания. 

Предмет исследования

Предметом исследования в патопсихологии является трансформация работы психики при мозговых патологиях в сравнении с нормой. Патопсихолог изучает расстройства личности, мышления, способности к переработке информации и совершению действий. 

Значимость в клинической практике

Для подготовки плана реабилитации или коррекционных методов работы очень важно понимать подготовленность состояния психики больного, его диагноз. Все это формируется при участии патопсихологических заключений о нарушении мыслительных процессов и мышления. Кроме этого, патопсихолог определяет функции психики, которые находятся в адаптивном состоянии и могут стать основой в процессе реабилитации или коррекции. 

Основные разделы патопсихологии

Академический раздел содержит теоретические аспекты нормы и патологии психической деятельности человека. В прикладной патопсихологии упор делается на задачи практического свойства (экспертиза, диагностика, профилактика и т.д.)

Клиническая патопсихология

Клиническая патопсихология является частью сферы клинической психологии. В ее задачи входит изучение психических расстройств, связанных с патологией мозговой деятельности. Клиническая патопсихология оценивает уровень выраженности нарушений психики с целью дальнейшей реабилитации. Постановка диагноза и назначение лечебных мероприятий в область функций клинической патопсихологии не входят. 

Практическая патопсихология

Практическая патопсихология - область клинической психологии. Основные задачи, которые она решает - диагностика, анализ, оценка динамики нарушений психических процессов, экспертиза. 

Экспериментальная патопсихология

Еще один раздел клинической психологии, в котором изучается деятельность человеческой психики в сопоставлении с нормой. Некоторые заболевания могут иметь похожую симптоматику, поэтому важно их дифференцировать. От этого будет зависеть постановка диагноза и лечение. В рамках патопсихологического эксперимента человеку предлагается выполнить простые задания. Цель - выявить детали протекания психологических процессов, свойственных конкретной личности. Методы исследования подбираются индивидуально. 

В результате можно определить наличие или отсутствие патологии, стадию психических расстройств, оценить глубину поражения психики, а также успешность проводимых лечебных мероприятий. 

Методы патопсихологического исследования

Основной материал для работы патопсихолог получает методом клинического интервью, наблюдения и тестирования.

Клиническое интервью

Клиническое интервью (беседа) - общение с пациентом, в ходе которого специалист получает представление о проблеме, индивидуальных особенностях личности человека, патологических проявлениях и симптомах. От простой беседы клиническое интервью отличается направленностью не только на высказывания пациента, но и на раскрытие подлинных мотивов его действий. 

Очень часто человек не может четко сформулировать то, что его беспокоит. В процессе клинического интервью терапевт помогает ему осознать причины дискомфорта и найти источники для решения проблемы. Клиническое интервью строится по принципам однозначности, доступности формулировок, последовательности, гибкости и беспристрастности. Полученная информация должна быть проверена на адекватность. 

Наблюдение 

В качестве материала для наблюдения может выступать не только поведение объекта в обычной среде, но и в обстоятельствах, смоделированных специалистом. При наблюдении оцениваются мысли, поступки и чувства человека. Такой метод позволяет увидеть особенности психики личности в реальном взаимодействии в социуме и проблемы, которые в связи с этим возникают в обычной жизни. 

Тестирование 

Для проведения тестирования в патопсихологи обычно используют тесты Амтхауэра, Векслера, Кеттела, опросник Айзенка. Тест Амтхауэра оценивает интеллектуальную сферу, методика Векслера определяет уровень ее развития. Опросник Айзенка дает представление о качествах личности (эмоции, темперамент и пр.). Многофакторный опросник Кеттелла выявляет характерологические особенности. 

Интересные данные можно получить и при помощи проективных методик (рисуночные тесты, пятна Роршаха, цветовой тест Люшера и т.д.). Их главный плюс - неочевидность исследования, поэтому таким образом лучше раскрываются подсознательные переживания. 

Патопсихологические синдромы и их классификация

Клиническая картина заболевания включает синдромы и симптомы. Симптом - характерная патологическая черта того или иного заболевания. Единого варианта классификации синдромов пока нет, но современные психологи активно пользуются типологией И.Кудрявцева, позже дополненной С. Соловьевой. 

Личностно-аномальные, органические, психогенные

Личностно-аномальный комплекс синдромов включает расстройства эмоционально-волевого спектра, неадекватность притязаний, проблемы с самооценкой и мотивационной сферой, нарушения способности прогнозировать с учетом прошлого опыта.  

Органический синдром характеризуется ослаблением волевой сферы, способности чувствовать и выражать эмоции, нарушением сообразительности и проблемами с памятью. Наблюдается снижение навыков работоспособности и адаптации. 

Психогенный синдром связан с наличием психотравмы. Для него свойственны невротические проявления, реактивные психозы, неспособность адекватно оценивать себя и т.д. 

Симптомокомплексы 

Симптомокомплекс означает совокупность элементов, образующих некую систему. В патопсихологии это общая модель психического расстройства, включающая негативные и позитивные проявления. В каждом симптомокомплексе определенное количество симптомов. В единичном выражении симптом может свидетельствовать о наличии патологии, но как диагностический элемент он может выступать только в сочетании с другими. 

Практическое применение патопсихологии

В практической деятельности патопсихолога существует множество разных направлений.

  • В медицине данные патопсихологических исследований необходимы для постановки диагноза, разработки реабилитационных мероприятий и методова коррекции, чтобы улучшить качество жизни пациентов.
  • Работа по профилактике расстройств в патопсихологическом ключе означает рекомендации, следуя которым человек сможет поменять свой образ жизни. В итоге он сможет себя обезопасить от психоневрологических проявлений, например, в результате стресса. 
  • Реабилитационные меры по улучшению условий для обстоятельств жизни пациента с целью облегчения его существования в социуме с учетом восстановительного периода. 
  • Обследования патопсихологов широко используются для разных видов экспертизы - судебно-психиатрической, медико-педагогической, лечебно-трудовой, военно-врачебной. 

Патопсихология личности

Патопсихология личности - часть клинической психологии. В этом разделе изучаются особенности людей с расстройствами психики, способы их диагностирования и помощи. Изучая патопсихологию, можно получить понимание о механизмах развития психики в норме и отклонении, проанализировать принципы ее распада. Патопсихология личности оценивает состояние человека в рамках проведения различных экспертиз (медицинской, судебной и т.д.).

Патопсихология в детской психологии

Детская патопсихология приобрела статус самостоятельной дисциплины не так давно, она изучает нарушения психического развития у детей. В качестве объектов исследования детей с отклонениями в развитии выступает диагностика процессов мышления, внимания, памяти, восприятия, личностные черты и поведение. В задачу специалиста входит определить соответствие уровня ребенка возрастным критериям развития, выявить возможные патологии. Это прямо связано с проведением консультационной работы среди окружения ребенка (родители, школа и пр.).Патопсихологические исследования проводятся также для лечащих врачей в психиатрических или психоневрологических учреждениях.

Одним из важных аспектов работы детского патопсихолога является научно-исследовательская и просветительско-профилактическая деятельность. Результаты научных разработок имеют большое значение для работы с таким тонким инструментом, как детская психика. К профилактической работе относится консультирование педагогов и родителей, направленное на доступное и понятное изложение вопросов, касающихся патологии мозговой деятельности у детей. 

Детский патопсихолог не занимается постановкой диагноза, он будет тщательно изучать особенности психики ребенка, отклонения от нормы, подбирать коррекционные методики, готовить рекомендации для родителей. 

Современные направления и перспективы

Патопсихология развивается в нескольких направлениях. Получение количественных и качественных параметров исследования психических нарушений. Это дает возможность их структурировать и определить уровень патологических дефектов. Не менее важно проведение измерений свойств и состояний психики в психометрическом подходе.

Общей типологии синдромов в патопсихологии на сегодняшний день пока еще не существует, поэтому деятельность и в этом направлении является довольно перспективной. Новые возможности для рассмотрения деструктивного поведения в обществе может дать соединение инструментов в патопсихологии с социальной психологией. 

Центр развития компетенций для психологов в Москве “КОМПАС”

За плечами наших преподавателей многолетний опыт работы с аддикциями разных направлений. Мы его преобразовали в уникальные учебные программы, дающие не только теоретические знания, но и бесценный практический опыт. Вы можете познакомиться с новой для вас сферой или расширить уже приобретенные компетенции в кругу профессионалов!

Литература

  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология. 2002 г.
  • Ветрова Т.В., Яковлев Е.В., Сорокин Н.В., Леонтьева М.О. Основы патопсихологии. 2022 г.
  • Загорная Е.В. Основы патопсихологии. 2018 г.
  • Максимова, Н.Ю., Милютина, Е.Л. Курс лекций по патопсихологии. 2000 г.
  • Якушкин Н.В. Я. Проведение патопсихологического исследования. 2006 г.
  • Поделиться

Анна Владимировна Терехова

Клинический психолог

Экономист, менеджер, соучредитель ЦМПП “Здравница”, руководитель ЦПП “Здоровая семья”, ген. директор ЦМПП “Компас”. Опыт работы в реабилитации зависимых и их близких более 13 лет.

Поиск

Обратная связь