Каждый из нас время от времени ощущает себя психологом. Беседовать, выслушивать, давать советы - это происходит с любым человеком довольно часто. Мы анализируем, опираясь на свой опыт, наблюдения, делаем выводы. Это житейская психология, которая вполне имеет право на существование.
Но она окажется бессильной, когда требуется решить действительно серьезную проблему. И здесь уже не обойтись без понимания законов развития психики, ее влияние на наши действия и самочувствие, механизмов сопротивления и т.д. Когда человек заходит в тупик, или находится в психологически надломленном состоянии, ему необходима именно профессиональная помощь.
Что такое психологическая консультация?
Психологическая консультация - это работа с профессиональным психологом (очная, по телефону или онлайн). Другими словами, это правильно выстроенная беседа, призванная помочь человеку совладать с разного рода внутренними и межличностными конфликтами.
Психологическое консультирование делится на семейное, личностное, психолого-педагогическое. Каждое из них имеет свои особенности. Задача психолога - в соответствии со своим опытом, квалификацией и знаниями оказать клиенту помощь в решении проблем, касающихся самых разных жизненных сфер. Психологическое консультирование строится таким образом, чтобы выполнить следующие основные функции:
- облегчить эмоциональный настрой клиента, проявляя понимание, поддержку, эмпатию и заинтересованность, чтобы повысить у человека уверенность в себе;
- обучить адаптивным формам поведения, мотивируя на дальнейшее развитие;
- дать клиенту необходимые инструменты (техники) для того, чтобы в дальнейшем при возникновении трудностей он мог самостоятельно влиять на собственное поведение.
Но естественно, цель любого консультирования строится на основании запроса клиента. Направление, в рамках которого будет происходить общение, зависит от специализации консультанта. Есть психоаналитическое направление, поведенческое, экзистенциальное и т.д. В последнее время многие психологи-консультанты сочетают в своей работе несколько направлений, это называется интегративный подход.
Подготовка к приему у психолога
На самом деле клиенту, для того, чтобы попасть к психологу, не нужно специально готовиться. Для этого достаточно иметь запрос (проблему), которую нет возможности решить своими силами. А также понимать необходимость работы над собой. Можно почитать немного о разных психологических направлениях, чтобы понять, какой специалист вам нужен. Например, не все готовы “слишком глубоко копать” у психоаналитика или не понимают работы с воображаемыми ситуациями, как в эмоционально-образной терапии.
Что делать перед консультацией?
Узнайте, при помощи каких методов работает психолог, какую квалификацию имеет, обязательно посмотрите отзывы. Если раньше никогда не посещали такого рода специалистов, то немного нервничать - это вполне нормально. Любой человек перед неизвестностью будет чувствовать себя не в своей тарелке.
Накануне визита можно лишний раз продумать свой вопрос, можно даже записать основные тезисы, чтобы ничего не забыть и не путаться. Как правило, время консультации регламентировано. Обычно это час-полтора. Некоторые специалисты для первой консультации закладывают два часа. Это нужно уточнить заранее, при записи.
Не всем людям просто сформулировать свою цель, и если никак не получается это сделать - не беда. опытный психолог даже из фразы “мне плохо” сумеет постепенно вывести клиента на истинную причину визита. Рекомендуется взять с собой блокнот, чтобы записать что-то важное, если будет нужно. Лучше прийти немного пораньше, так будет время собраться с мыслями.
Как вести себя у психолога?
Люди все уникальны, общей инструкции по взаимодействию между психологом и клиентом нет. Многое зависит от личности консультанта, его умения установить контакт, характерных особенностей самого клиента. Можно дать лишь самые распространенные рекомендации.
Лучше всего постараться быть максимально искренними, от этого зависит результат встречи. Чем правдивее ответы, тем точнее будут выводы консультанта. При этом никто не имеет права заставлять говорить на темы, которые кажутся слишком тяжелыми. Но и уходить от ответа не стоит. Лучше сказать, что пока не готовы обсуждать этот вопрос.
Не нужно прятать эмоции, по их проявлению специалисту также будет проще сделать выводы о проблеме. Если в процессе беседы возникли какие-то чувства, об этом тоже нужно говорить. А вот чего делать нельзя- это нарушать чужие границы или допускать вторжение в свои. Если терапевтический альянс складывается успешно, то на приеме у психолога клиент начинает чувствовать себя спокойно, чувствуя поддержку и готовность выслушать.
Если появились вопросы, их стоит задать. Не нужно бояться показать себя с какой-то “не такой” стороны. Человек пришел к психологу, чтобы разобраться в том, что с ним происходит. Поэтому даже детские “почему” вполне уместны. если в речи специалиста проскочило непонятное слово, нужно обязательно уточнить его значение. Когда за плечами большой опыт работы, иногда консультанты невольно вставляют в речь специализированные термины. Но их не обязан знать клиент.
Как проходит прием у психолога?
После обмена приветствиями обычно психолог немного рассказывает о себе и предлагает клиенту выбрать место, где ему будет комфортнее всего беседовать.
Первый сеанс
Разговор, как правило, начинается с фразы: “с чем вы пришли?” Хороший психолог больше слушает, чем говорит. Он может задавать уточняющие вопросы, проявлять эмпатию, выражать слова поддержки. Но основное время будет занимать клиент.
Для профессионала будет важно не только что именно говорит человек, но и как он это делает, какие эмоции проявляет. Мимика, жесты, поза - все это служит материалом для формирования гипотезы, с которой планируется работать. После того, как описание проблемы составлено, начинается тестирование гипотез и определения цели, которая приведет к желаемым изменениям.
Взаимопонимание между психологом и клиентом должно сформироваться в течение первой встречи. Если этого не произошло, скорее всего, альянс не сложился, возможно, стоит подумать о смене специалиста.
Диагностические методы психолога
Основной диагностический метод - беседа. Она происходит в определенных рамках, побуждая клиента к инсайтам. Беседа не подразумевает никакого принуждения или давления. К числу диагностических методов относятся также тесты. Тестов огромное множество, у каждого психолога, как правило, есть собственный набор методик, с которыми он привык работать.
Есть рисуночные (проективные методики), опросники, личностные и т.д. Тестирование не обязательно, но бывает необходимо, если требуется что-то прояснить или выявить. Раньше все заполнялось вручную, сегодня же большую часть тестов можно сделать на компьютере. Кроме рисуночных, потому что выполнение на листе бумаги, причем как правило, только цветными карандашами - одно из условий таких методик.
В числе других методов психологической диагностики - контент-анализ, наблюдение, клиническое интервью.
Что спрашивает психолог на приеме?
Для сбора анамнеза, помимо основной проблемы, психолога будет интересовать возраст клиента, его семейное и социальное положение. После того, как клиент опишет свою проблему, у него также могут спросить, как давно она беспокоит, какие события происходили до этого, как наличие проблемы влияет на повседневную жизнь. Пробовал ли уже клиент решать проблему (самостоятельно или при помощи другого специалиста).
Набор вопросов может быть разный, все они направлены на то, чтобы получить конкретное представление о том, что человека беспокоит. Например, что он чувствует, говоря о проблеме, что готов сделать, чтобы ее решить, как поймет, что это удалось? Случается иногда так, что в процессе беседы выплывает уже другой запрос, а не тот, с чем клиент пришел изначально. Именно он и послужит дальнейшей темой для проработки.
Какие проблемы решает психолог?
Спектр вопросов, с которыми можно обратиться к психологу, довольно обширный. Это может быть внутренний личностный дискомфорт, проблемы в общении, на работе или в семье. Например, трудности с адаптацией в новом коллективе, низкая самооценка, переживания развода или потери близкого человека. Эмоциональные трудности - неумение справляться с раздражением или гневом, апатия, выгорание и пр.
Принятие реальности также зачастую затрудняют всевозможные фобии, страхи, повышенная тревожность. В каждом случае это будет отдельная задача и отдельное решение. Более того, в силу личностных особенностей люди по-разному могут видеть и переживать одну и ту же ситуацию. Это обязательно будет учитываться при решении проблемы.
Какие приемы используют психологи?
Среди наиболее распространенных приемов, используемых в практике психологического консультирования - это активное слушание, отзеркаливание, поощрение, фокусирование, рефлексия, обратная связь.
Активное слушание позволяет точнее понимать психологическое состояние, чувства, мысли клиента с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. В процессе активного слушания консультант уточняет мысли клиента, подтверждает, что понимает его чувства, задает наводящие вопросы. Делает выводы, обобщая сказанное клиентом.
При отзеркаливании психолог имитирует позу собеседника, его жесты или речевые паттерны. При поощрении помогают фразы “говорите”, “я слушаю вас” и т.д Фокусирование подразумевает концентрацию на каком-то факте. Рефлексия побуждает клиента к анализу собственных эмоций, поведения и чувств. Во время обратной связи психолог дает реакцию (вербальную или невербальную) клиенту на услышанную информацию.
Все это вместе взятое помогает установлению контакта между клиентом и консультантом, созданию комфортной и безопасной рабочей атмосферы.
Этапы терапии у психолога
На первом этапе необходимо установить психологический контакт и заключить психологический контракт. Сюда входит знакомство, получение начальной информации, выстраивание параметров кадра консультирования, получение клиентом сведений о его правах и обязанностях, информирование о конфиденциальности и ее возможных ограничениях. На этапе расспроса преследуется цель получше разобраться в материале, с которым пришел клиент при помощи приемов и средств психологического консультирования, о которых мы упоминали выше.
Этап оказания психологического воздействия характеризуется помощью клиенту в достижении понимания и преодоления психологических затруднений. В заключение подводятся итоги встречи, обсуждаются вопросы дальнейших встреч (если они нужны).
Продолжительность
В среднем психологическая консультация длится 40-50 минут (без этапа знакомства). Как уже говорилось, некоторые специалисты предпочитают для первой встречи немного больше времени. В общей сложности психологическая консультация может длиться час-полтора, с момента появления клиента на пороге кабинета специалиста.
Результаты и эффективность
Результат психологического консультирования подразумевает конечный итог для клиента. Другими словами, ответ на вопрос, какие действительно изменения произошли в его поведении и психологическом восприятии под влиянием психолога. Признаки оценивания результативности могут быть объективными, субъективными, внешними и внутренними.
В качестве критериев служат самоощущения клиента, результаты психологических тестов, наблюдение за поведением и реакциями клиента со стороны. Для оценки эффективности встречи можно предложить клиенту оценить свое состояние до и после консультации (например, по шкале от 0 до 10). Также для этого используются прямые расспросы - с чем клиент уходит, как себя чувствует сейчас, как изменился его взгляд на себя или других и пр.
Курсы повышения квалификации в Москве в центре развития компетенций «Компас»
Мы любим людей и хотим помогать им в желании стать лучше. Именно поэтому мы приглашаем присоединиться к нашей команде психологов на курсах повышения квалификации в центре “Компас”. Здесь вы не только получите и расширите фундаментальные знания по психологии, но и сможете закрепить их практически под руководством опытных преподавателей. Начните углублять свои компетенции прямо сейчас!
Источники
- Линде Н. Психологическое консультирование. Теория и практика. 2024 г.
- Нельсон-Джоунс Г. Теория и практика психологического консультирования. 2002 г.
- Сапогова Е. Консультативная психология. 2008 г.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия. 1999 г.